Как прыгать на кайте высоко?

Уже давно прыгаешь с переводом кайта на 3 - 5 - 7 метров, но никак не можешь преодолеть 10-метровый рубеж? Как прыгать на кайте ещё выше  поведают:

Сергей Устинов -

победитель Кубка России 2021 по фристайлу среди любителей, шейпер и идейный вдохновитель компании DesperadoBoards;

Антон Чернышов -

обладатель нескольких локальных рекордов по высоте прыжка на кайте по версии Woo Sports в России и других странах, ProRider Core Kiteboarding, инструктор, обучающий высоко прыгать, автор нескольких полнометражных учебных фильмов.

Итак по порядку.

Что нужно сделать, чтобы прыгать выше:

  1. Понять, откуда берется энергия для прыжка с кайтом.
  2. Избавиться от стойки новичка и научиться кататься «на пауре». 
  3. Научиться переводить кайт, чтобы он давал максимум высоты вылета.
  4. Контролировать тело в воздухе.
  5. Контролировать кайт в полете и смягчать приземление.
  6. Проверить, подходит ли оборудование для рекордных по высоте вылетов.

А теперь подробнее.

Откуда берется энергия для высокого прыжка с кайтом?

Проблемы с высокими прыжками с кайтом практически у всех одинаковые, и кроются они, как правило, в системе обучения. Схема - разгонись посильнее, зарежься, переведи кайт, оттолкнись – которой до сих пор придерживаются многие инструкторы, не работает для большинства людей.  Человек не понимает, что же на самом деле не дает ему прыгать высоко. И причина тут глубже, нежели некая последовательность действий. Зачастую все дело в основе, в азах кайтинга, которые были заложены еще в кайт-школе, укоренились, и теперь мешают идти дальше.

Основные ошибки, которые мешают прыгать:

  • неправильная стойка;
  • неумение упираться доской;
  • неумение ездить с хорошей нагрузкой на стропах и создавать нужный запас тяги.

Высокий прыжок с кайтом рождается из энергии. Чтобы поднять человека на 10 метров, нужно много энергии! Но откуда она берется и как ее аккумулировать, многие даже не задумываются. Нужен большой избыток тяги, которая создается упором кайтборда. Это, в свою очередь, напрямую зависит от корректности стойки.

Правильная стойка

В 90% случаев именно неправильная стойка мешает прыгать высоко. Попросите снять вас на камеру, чтобы убедиться, что у вас нет этих признаков:

  • тело развернуто в пол оборота от планки, 
  • голова и плечи смотрят вперед на ветер, 
  • передняя нога выпрямлена, 
  • вес тела приходится на заднюю ногу,
  • задняя нога согнута в колене.

Такое положение приходит из кайт-школ, поэтому его и называют «стойка новичка». Но хороша она, разве что, на начальном этапе, позволяет быстро поехать на доске, но дальше мешает прогрессировать. В «стойке новичка»:

  • доска упирается об воду только задним плавником, 
  • погружена в воду  только хвостовая и немного центральная часть доски, соответственно, сокращается площадь контакта и рабочая поверхность кайтборда.

Этого недостаточно, чтобы создать нужную  тягу для прыжка, тем более высокого. Чтобы исправить стойку нужно:

  • Стопу ставить не «по-утиному», а поперек доски, перпендикулярно, чтобы была возможность пяткой надавить в сторону хиллсайд  и сделать перенос веса  намного проще. 
  • Распределить вес тела равномерно на обе ноги.
  • Немного согнуть переднее колено, это поможет перенести вес к переднему краю доски. 
  • Клониться к носу, а не налегать на хвост борда.
  • Развернуть плечи, чтобы они находились параллельно доске. 
  • Встречать ветер боком, одним плечом. 
  • Добиться того, чтобы вода разбивалась о передний угол доски, в идеале передний плавник тоже должен иногда  погружаться под воду. 

Если нет возможности загрузить нос – не будет хорошего прыжка. Чтобы было легче, стоит проверить правильность установки креплений:

  • Носки не должны смотреть в разные стороны при сведённых пятках, то есть «по-утиному».
  • Ноги не должны стоять слишком близко друг к другу. Ноги нужно расставить подальше, но не слишком широко, чтобы не было больно или дискомфортно. 
  • Передняя нога должна иметь возможность задавить нос кайторда. 

В обычных падсах с петлями есть возможность немного доворачивать стопу. Но многие предпочитают прыгать в ботинках, где такой возможности нет. О своем опыте перехода на крепления для вейкборда рассказывает Сергей Устинов:

«9 лет назад я сломал лодыжку, и мне сказали, что кататься в петлях больше нельзя. По крайней мере, какое-то время. Пришлось попробовать ботинки, и для меня это был шок. Они зафиксированы жестко. Нет возможности «поиграть» в голеностопе, закантовать доску больше/меньше, нога в лодыжке зафиксирована. И тут как раз то, о чем Антон говорит, мне очень быстро пришлось научиться делать. Убрать центр тяжести с задней ноги и загружать переднюю, потому что невозможно нормально зарезаться в ботинках без этого. И нужно больше отвисать назад, практически до воды, чтобы иметь хороший упор.»

Езда «на пауэре»

Если катать «на расслабоне» - не будет энергии для прыжка. Необходимо:

  • Высока скорость.
  • Максимальный  упор.
  • Большая нагрузка на кайте.
  • Очень сильное натяжение строп. 

Чудес не бывает: самые высокие прыжки на кайте получаются только в сильный ветер. Говорят: сколько дует в м\с, настолько метров и вылетаешь. Обладатель несколько международных рекордов по высоте вылета уверен, что секрет не в каком-то алгоритме действий (разгон, зарезка, отталкивание), а в хорошем натяжении строп. Следует научиться хорошо сопротивляться тяге и «выживать в передоз», то есть контролировать кайт в любой ветер.

Пределов по силе ветра, в который можно кататься на определенном размере кайта, практически не существует рассказывает Антон Чернышов:

«Как-то во Франции дул сильный, очень холодный, очень плотный ветер. Прибор показывал 28м/с, на порывал - за 30. У меня была восьмерка, она выворачивалась на изнанку, но я ее контролировал, пытался прыгать и успешно добрался до берега. Я ехал в «силовой стойке», очень медленно и по сути  пояс в воде. Она была не на уровне доски, а у крюка трапеции. Выжить можно, главное, хорошо упереться.»

Если при езде «на пауэре» нос доски зарывается, значит, стойка не совсем корректная. Например:

  • Центр тяжести больше находится над доской, и она недостаточно закантована. 
  • Неправильно распределен вес тела.
  • Недостаточная жесткость тела. Когда волна бьет по доске, человек слабо сопротивляется и доска сильно “играет”, изменяя угол закантовки и положения доски. 

Сопротивление тяге и «Силовая стойка»

«Силовая стойка» необходима для езды в сильный ветер с большой нагрузкой на кайт и сильным натяжением строп.  Ее отличия:

  • Вес тела смещен к носу доски.
  • Обе ноги присогнуты, так же немного присогнута спина в пояснице (так как в порывах прямая спина будет гнуться и уменьшать тем самым натяжение на стропах)
  • Низкое ведение кайта. 

Чтобы научиться сопротивляться тяге необходимо:

  • Контролировать положение тела. По сути «силовая стойка» - это та же правильная стойка, только чуть более агрессивная и сгруппированная. 
  • Вести кайт в 1-2 метрах от поверхности воды. Чем сильнее дует, тем ниже нужно опускать кайт. 

Этому нужно учиться в умеренных условиях, и с усилением ветра наращивать тягу. Поначалу будут проявляться ошибки:

  • Тело теряет правильную позицию, доска проскальзывает, и человек падает на спину.
  • Тело смещается назад, доска цепляет воду только хвостовой частью, вода бьется в районе заднего крепления. Кайтборд, вроде бы, едет на канте, но не дает достаточного упора для прыжка. 
  • Кайт можно передушить, потерять скорость, упор и натяжение строп. 

В правильной стойке, силовой, когда доска режет, стоит на канте, и идет слишком сильно на ветер, кайт через некоторое время задушится, а райдер остановится. Тут нужно искать баланс между зарезкой и скоростью. Придушить кайт, почувствовать, что он под контролем, и снова отпустить его в разгон, а потом вновь «включиться в силовую стойку». И тогда прыгать, на ходах.
Однако, торможение - не всегда показатель корректности позиции. Остановиться можно, и стоя на хвосте, держа доску торчком. Из такой позиции вылететь высоко  вряд ли получится.

Как переводить кайт?

Высокий прыжок с переводом кайта– это быстрый полет купола через ветровое окно. Нужно понимать, что просто резким перекосом планки такого добиться не получится.
Необходимо соблюдение ряда условий:

  • Райдер едет в силовой стойке.
  • Низкое ведение кайта над водой.
  • Хороший упор.
  • Сильное натяжение строп.

Быстрый перевод делается натяжением строп. Когда выбрана слабина, кайт реагирует острее, им проще рулить и можно послать его в зенит.
Чтобы прыгать выше нужно переводить кайт в 2 этапа:
1 этап. Медленно подниманием кайт из положения ниже 45 градусов наверх примерно на 10.30-11 часов (если едем влево ). Движение планки очень нежное, почти незаметное.
2 этап. Далее можно дернуть и посильнее, с позиции 10.30 досылаем кайт в зенит. Переводить нужно не планкой, а синхронизацией с импульсом натяжения строп. Нужно почувствовать, когда:

  • Пришел порыв ветра или произошло столкновение с волной.
  • Кайт дернул сильнее. Чувствуется рывок.
  • Стропы натянулись.

Второй этап перевода кайта можно разделить на следующие шаги:

  • Почувствовать импульс натяжения строп.
  • Дотолкнуться задней ногой.
  • Сохранить при этом закантовку.
  • Почувствовать, что кайт загрузился.
  • На этом рывке переводить кайт наверх.  

Кайт свежий и бодрый, с новым импульсом, уже хорошо поднимает наверх. Здесь главная проблема – сохранить упор и зарезку. Случаются разные ошибки:

  • Можно поскользнуться.
  • Кайт улетает наверх и утягивает райдера назад, в сторону хвоста доски.
  • Может развернуть доску в слив.
  • Кто-то подсаживается, сгибает ноги, подливается под кайт.

При всех этих вариантах теряются упор и зарезка. Если стропы ослабнут и не будет упора, второй перевод ничего не даст, он будет пустым. Как с этим бороться:

  • Вес тела переносить ближе к носу доски.
  • Пытаться распрямить ноги.
  • Выталкиваться задней ногой, но так, чтобы не выныривал нос доски. Когда толкаешь доску ногой, она подрезается на ветер и отводит от кайта. 
  • Стараться отвиснуть больше от кайта, ближе к воде.
  • Загрузить кайт и натянуть стропы.

Самые высокие прыжки на кайте делаются также с подскоком. Он служит для того, чтобы второй перевод кайта был быстрым и энергичным, а натяг строп - высоким в тот момент. Если все это синхронизируется, то получается качественно иной прыжок. Явный рывок наверх, гораздо более долгий полет на кайте, кайтлуп получается более стаблильным. Это совершенно другой мир, делится впечатлениями Антон Чернышов. Но, чтобы добиться такого эффекта требуется очень филигранная работа кайтом.

Насколько сильно переводить через зенит и что потом?

В какой момент нужно отталкиваться зависит от того, насколько сильно дует.

  • Когда кайт чуть-чуть не долетает до 12 часов – это идеальное время до отталкивания. Если он пересекает зенит, когда вы взлетаете, получается самый высокий прыжок на кайте. 
  • После 12 часов, но не позднее 12.30 – когда дует слабее. Кайту требуется больше времени для разгона в ветровом окне. 

Если отталкиваться после 12.30 – это переперевод. Тогда уносит в сторону и усложняется приземление. Получается разлет на маятнике, а кайт не поддерживает в воздухе. Чтобы этого избежать, можно просто смотреть на кайт.
Важно! После перехода через зенит и вылета - вернуть кайт в позицию на 12 часов и лететь на нем. Оставленный за зенитом кайт не даст набрать дополнительной высоты и будет уменьшать скорость полета, что также скажется на высоте и приводнении.

Положение тела в полете на кайте

При толчке от воды, как только доска оторвалась от поверхности, нужно:

  • Напрячь мышцы.
  • Сделать все тело жестким, чтобы его не болтало. 
  • Стараться держаться вертикально.
  • Немного наваливаться, нависать на крюк, чтобы повиснуть на нем. Особенно, если полет долгий. 
  • Держать доску строго под собой.

Если тело недостаточно напряжено, возникает частая проблема: толкаются на вылете, а ноги остаются позади. Потом их тянут вперед, и снова назад, получается раскачка и теряется контроль за полетом.

Как приземляться после высоких прыжков с переводом кайта?

Если в полетах до 8 м ощущается поддержка кайта, то, когда вылетаешь за 10-ку, никакой размер уже не удержит. Без точки опоры райдер подлетает под купол, угол атаки снижается, и тяга теряется. Чтобы с этим бороться нужно постоянно двигать кайтом, и чем активнее, тем лучше:

  • Ведем восьмерками: перевод назад на вылет за 12, после этого снова вперед, снова назад. Когда кайт все время повернут балонами в разные стороны, он не так целится за голову. 
  • Делаем Хелилуп перед самым приземлением.

Идеальное приземление после полета на кайте совпадает с моментом, когда купол перелетает через ветровое окно. Тогда ощущается наибольшая поддержка, и касание происходит максимально комфортно, особенно на большой скорости.
Здесь основная ошибка, когда человек при высоком вылете пугается, теряется, сковывается, и просто чего-то ждет. Бездействие приводит к жестким приземлениям. Нужно загружать кайт, когда чувствуешь, что тяга ослабевает.

Какое оборудование подходит для высоких прыжков с кайтом?

Высокие прыжки на кайте - это не только техника, но и оборудование.

Выбор кайта

Не очень опытные кайтеры часто выбирают оборудование, поверив рекламе и засмотревшись на то, как какают профессиональные райдеры. Но нужно понимать, что оборудование для высоких полетов и обучению прыгать – может отличаться.

По своему назначению кайты бывают:

  • Для фристайла, C-образной формы. На них можно вылететь высоко, но только обладая должными навыками. Для обучения они совершенно не подходят.
  • Гибридные или Open-C. На них ставили рекорды высоты вылетов, когда трекеры Woo только появились. На них можно вылетать за 20 м, но учиться сложно.
  • Для фрирайда - Bow-конструкции. Современные рекорды ставятся в основном на таких. На них делают и кайтлупы, и мега-лупы, и Big Air – трюки.  Кроме того, они наилучшим образом подходят для первых вылетов.

Антон Чернышов, инструктор, обучающий высоким прыжкам на кайте и автор нескольких полнометражных обучающих фильмов, уверен, что учиться прыгать нужно строго на фрирайде. Вот почему:

  • Он имеет тенденцию стоять в краю ветрового окна. И при натяжении строп он слетает все-таки в край окна, и тянет вверх, а не вдоль воды, в отличие от вейкстайльных, заточенных под анхук. 
  • Подходят для менее опытных райдеров. Для высоких прыжков необходима скорость. На фристайльных и гибридных можно хорошо разогнаться, но зарезаться на них нужно уметь. Ученику, как правило, не хватает навыков, поэтому, чем быстрее он едет, тем слабее зарезается и упирается. Учиться прыжку так точно не стоит. 

Итак, лучше всего для обучения высоким прыжкам подходят кайты для фрирайда Bow и Delta конструкции. Например:

  • Core XR, 
  • Cabrinha SwitchBlade, 
  • Slingshot Rally.

Однако это совсем не значит, что остальные кайты не подойдут для высоких прыжков! Опытные райдеры прыгают очень высоко и на С типах. Но мы говорим про те кайты, на которых обучение будет просто быстрее.
Длина строп тоже может различаться. Если раньше считалось, что 24 метра на планке– это залог самых высоких прыжков на кайте, то сейчас, начиная с 9 размера и меньше, берут 22-метровые стропы. Именно на таких, в основном, ставятся современные рекорды.

Выбор кайтборда

Выбрать кайтборд для высоких прыжков тоже не просто. Иногда люди покупают яркие и модные доски, которые по своим характеристикам – шейпу, жесткости и длине не подходят для нашей задачи. Они не позволяют должным образом упереться, при этом поддерживать нужную скорость и не “срывать” зарезку.

При выборе кайтборда для высоких прыжков необходимо учесть:

  • Доска, предназначенная для фрирайда.
  • Умеренная длина доски. Например, для мужчины с весом 75 кг: 134-136.
  • Переменная жесткость: жесткий центр и мягкие типсы (хвосты).  Это позволяет держать контакт с водой и хороший упор, сохранять натяжение строп. Что необходимо для высокого прыжка на кайте.
  • Форма доски. Типсы не должны быть сильно заужены, чтобы сохранять контакт с водой. Но и не должны слишком «квадратными», иначе доска идет жестко, как по рельсам. 
  • Рельеф дна. Это одна из самых важных черт кайтборда для высоких прыжков.

Плоские доски уже отжили свой век, говорят профессионалы, важно развитое дно. И это не просто модная тенденция, разница в характеристиках очевидна. Антон Чернышов рассказывает о своем опыте катания на разных досках:

«Много тренировался на Nobile, потом перешел на North Select, карбоновую и очень легкую. Помимо цены у нее был целый ряд недостатков: бочковидная форма с зауженными типсами, излишняя жесткость и слишком плоское дно: только 2 маленьких, едва заметных канальца по краям. Она была очень скользкая в сложных условиях на приземлениях. И как раз в этот момент Серега начал разрабатывать свои доски, я видел, как он чертит свой первый экземпляр, потом мы вместе обкатывали прототипы. И так случилось, что я все-таки перешел на его доски. Еще на стадии тестирования Desperado понравились мне гораздо больше. Иконические признаки идеальной доски сработали. У них с самого начала было развитое дно: реданы, каналы, V кили, и поэтому она была гораздо стабильнее, чем многие другие. Такое досочное сотрудничество закончилось с моим переходом в Core. И я теперь (по контракту) не имею возможности кататься на таких прекрасных досках Сереги, тем не менее, я продолжаю оставаться поклонником этого бренда, этих досок, этого шейпа.»

Кайтборды ShotGun российского бренда DesperadoBoards – доски для высоких прыжков, хотя подойдут и начинающим. У них:

  • Тройной гибридный рокер – улучшает хождение на ветер, позволяет легко проходить чоп.
  • Тонкие канты – для лучшей зарезки и отличного релиза.
  • Линия канта с переменными радиусами – для хорошей маневренности.
  • Широкие хвосты – добавляют упора при отталкивании, что позволяет прыгать выше. 
  • Конкейвы, реданы и V-каналы обеспечивают высокую стабильность перед отталкиванием и комфортные приземления на больших скоростях.
  • Легкий вес.

КАЙТБОРД ФРИРАЙД/ФРИСТАЙЛ

20 950 рублей

Читай ещё интересное о кайтбордах:

Российский производитель кайтбордов и вейкбордов.

КОНТАКТЫ

ppf-group@yandex.ru

443032  г.Самара, ул 22-го Партсъезда 7А

Время работы с 8 до 20 МСК

+7 927 712 6941 

Пишите или звоните в мессенджеры

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЯ

Введите ваш email, чтобы всегда быть в курсе последних обновлений

Подпишись в Инстаграм